Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

«РЖЕВ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ»: ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ

8 июня в Ржевском районе, вблизи строительной площадки будущего мемориала советскому солдату, стартовала Международная военно-историческая поисковая экспедиция «Ржев. Калининский фронт». Столь масштабное мероприятие было организовано Российским военно-историческим обществом совместно с правительством региона при поддержке Минкультуры и Минобороны РФ. Самое непосредственное участие в этой работе приняла администрация Ржевского района и местные трудовые коллективы. Наиболее весомый вклад в общее дело внесли ООО «Ржевмелиорация», ООО «Карбонат» и МУП «ЖКХ Сервис».

ИСТОРИЯ В ЦЕЛОМ
5 января 1942 года в Ставке Верховного главнокомандования был утверждён проект плана общефронтового наступления Красной Армии. Ржевско-Вяземская наступательная операция началась 8 января и проводилась силами Калининского (генерал-полковник И.С. Конев) и Западного (генерал армии Г.К. Жуков) фронтов. В общей сложности в ней участвовали 14 армий, 11-й кавалерийский корпус, 1-й и 2-й гвардейские кавалерийские корпуса. Операция осуществлялась в крайне сложных погодных условиях: морозы – свыше 30 градусов, уровень снега – в метр.
На стороне противника – некоторый перевес в артиллерии и двойное превосходство в количестве танков. Но поначалу наступление развивалось весьма успешно: 39-я армия Калининского фронта прорвала оборону врага, заняла Селижарово и начала продвижение на юг, в направлении Сычёвки и далее – Вязьмы. Для закрепления успеха командующий Калининским фронтом Конев ввёл в прорыв 29-ю армию генерала В.И. Швецова и 11-й кавалерийский корпус полковника С.В. Соколова. В то же самое время проводилась наступательная операция в направлении Вязьмы и Калуги. Таким образом армии двух фронтов глубоко охватили группу армий «Центр», и ситуация стала опасной для врага. Чтобы не допустить разгрома, немецкое командование спешно перебросило под Ржев 12 дивизий и 2 бригады из Западной Европы.
Глубокий прорыв, создававший угрозу войскам Гитлера, в то же время был слишком растянут, всё сильнее ощущалась нехватка боеприпасов и техники, требовалось пополнение личным составом. 23 января 1942 года противник организовал наступление против ударной группировки Калининского фронта с востока и запада – из района п. Оленино и со стороны Ржева. В ходе этой операции были перерезаны коммуникации советской группировки, в итоге 39-я и 29-я армии, а также 11-й кавалерийский корпус остались без снабжения и попали в окружение. Немного позднее вермахт нанёс удар по стыку фронтов 29-й и 39-й армий, отрезав и заперев бойцов 29-й на клочке земли размером 10 на 20 километров, который принялся обстреливать со всех сторон.
Для помощи по выводу войск из окружения был сброшен воздушный десант из 300 человек личного состава 4-го батальона 204-й воздушно-десантной бригады 1-го воздушно-десантного корпуса. Из 30-й армии был направлен танковый десант – в количестве 10 танков и 100 бойцов. 17 февраля начался выход из окружения, проходивший с большими потерями. Отряд десанта почти полностью погиб, выполнив боевую задачу по прикрытию отходивших частей. Та же участь постигла 365-ю и 369-ю стрелковые дивизии.

Только 28 февраля 29-я армия с тяжелейшими потерями смогла окончательно выйти из окружения. К 39-й армии из её состава присоединились лишь 5200 человек (из них 800 были ранены). За три месяца боёв общие потери 29-й армии составили 34 714 человек, то есть 2/3 личного состава. В целом же в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции советские войска смогли нанести поражение 16 дивизиям противника и продвинуться на 80-250 километров на запад.

ИСТОРИЯ ИЗ ФАКТОВ
Ещё накануне открытия экспедиции поисковые отряды начали прибывать в лагерь, обмениваться наработками, делиться планами, ставить задачи на период «Вахты Памяти», которая продлится с 8 по 21 июня. За две недели поисковики проверят десятки участков, старых и новых, десятки зацепок и намёток. В распоряжении поисковых отрядов в этом году есть карты с аэрофотосъёмки военных лет, привязанные к точным географическим координатам.

Этот важнейший поисковый инструмент предоставил участник поискового отряда «Штурм» (Великие Луки) Валерий Гудков, который лично запрашивал снимки из заграничных архивов, оплачивал их (от 20 до 40 евро за штуку) и привязывал к координатной сетке местности. Используя их, а также архивные источники поисковики стараются выявить места предположительных боевых столкновений РККА и вермахта; не широкими мазками, вроде «здесь шла линия фронта», а максимально конкретно, вплоть до расположения отдельных траншей и других оборонительных укреплений.

В этом контексте работа, которой заняты поисковики, представляет собой некую «персонализированную историю», происходит переход от общего к частному: критически важными становятся не стратегические карты и не общие направления атак и контратак, а воспоминания бойцов и очевидцев, дошедшие до наших дней, кадры с полей сражений, логика и понимание человеческой природы. Как поступил бы обычный человек, где конкретно укрылась бы рота – на этом поле или в том лесу, как именно проводился артобстрел, каковы непосредственные направления атаки…

История «в целом» есть совокупность миллионов маленьких историй, она состоит из частей. Здесь нет тех, кто ставит под сомнение какие-то цифры: 2 миллиона погибших, 1 миллион, пять – никакой разницы нет. 1000 человек – это уже огромные потери. Даже один человек – это трагедия его семьи. А на Ржевской земле это тысячи и тысячи человек. Было бы здорово найти их всех!

Но, когда под пищащим металлодетектором раскапываешь землю сапёрной лопатой, как-то не думается о тысячах. Думается о том бойце, который может находиться прямо здесь, под ногами. Забытый, неизвестный, пропавший без вести. Но в массе своей такая персонификация создаёт целый фронт поисковых работ, направлений поиска, которые чаще всего завершаются успешно.

Все мы знаем, что под Ржевом проходили кровопролитные, изматывающие бои. С детства ржевитянам объясняют, что каждый клочок земли здесь полит кровью наших солдат. Что под нашими ногами – история, страшная история, и мы должны гордиться победой над фашистской Германией. На каждую нынешнюю ржевскую улицу приходится по несколько сотен наших мёртвых отцов, дедов, прадедов, которые не щадили своей жизни для того, чтобы ты сейчас жил, дышал и при этом не был рабом. Но это – просто слова. Сейчас проводят так мало митингов и демонстраций, что среднестатистический гражданин слабо представляет себе, что такое 1000 человек, компактно собранных в одном месте. Не говоря уже о пяти тысячах. А как представить себе всё население 60-тысячного города, стоящее в каком-нибудь чистом поле? Учебники же говорят о миллионах, и невозможно объять разумом эти цифры – вот так, с наскока.

Гораздо доходчивее информацию подают поисковики, в чём убедилась съёмочная группа телеканала «Россия 1», решившая отправиться к местам прежних раскопок вместе с отрядом опытных бойцов. Сколько времени понадобилось для того, чтобы отыскать фрагмент снаряда на произвольном участке леса? Три минуты. Три. Целая артиллерийская гильза, которая весит порядка полутора килограммов, нашлась в течение получаса. Причём никто не гарантировал, что это просто «стакан» – предмет вполне мог оказаться неразорвавшимся снарядом. Он находился на глубине 10 сантиметров! Чуть дальше – хвостовики от миномётных снарядов, наши. Рядом – немецкие. А чуть правее – настрел, некоторое количество гильз, лежащих компактно. Здесь находился красноармеец. Вот здесь, где пищит детектор. Остались только пустые гильзы, самого солдата нет. Это хорошо – значит, он ушёл с этого места живым. Что в целом не гарантирует, что боец не лежит в соседней воронке, которыми буквально изрыт весь лес.

За час пребывания из земли достали порядка 10 килограммов металла. На случайной местности, без предварительной подготовки. Эти гильзы, патроны, в которых порох до сих пор горит, осколки, куски армейских ящиков, а также металл, принадлежность которого установить невозможно, – живая иллюстрация фразы «пропитаны кровью».

ПОИСКОВАЯ РАБОТА БЕЗ ПЕРЕРЫВА

В то время, пока проходила официальная церемония открытия Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт», поисковые работы уже дали первые результаты. Поисковый отряд «Пионер» (Подольск) на поле вблизи деревни Зеленькино (район д. Полунино) обнаружил достаточно крупное захоронение советских солдат. По словам командира отряда Михаила Богданова, очевидно, что это именно организованное захоронение, а не случайное место гибели бойцов:

– Останки располагаются по кругу. Наверняка гитлеровцы заставили местных жителей сложить трупы наступавших на их позиции советских
солдат в воронку, образовавшуюся от разрыва снаряда. А наши именно наступали – мы обнаружили винтовку с выдвинутым штыком; так ходили в атаку.

Отряду «Пионер» удалось обнаружить 39 бойцов РККА. 9 июня на раскоп в Зеленькино выдвинулись порядка 50 поисковиков: 30 человек – на казённом транспорте, который предоставил 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны РФ, и 20 человек – на собственных автомобилях. Для тщательной проверки местности будут использоваться 7 глубинных металлодетекторов, которые реагируют на присутствие металлических объектов на глубине до двух метров. Только с помощью такого дорогостоящего и тяжёлого оборудования можно убедиться, что поблизости от уже обнаруженного захоронения нет ему подобных. Пока же поисковикам удалось обнаружить в раскопе пять медальонов, некоторые из них повреждены. По предварительной оценке, имена и место жительства солдат попытаются установить по трём из них.

Установление личности погибшего бойца даёт надежду на то, что где-то на просторах бывшего Советского Союза живут его родственники, для которых он на протяжении более семи десятков лет оставался пропавшим без вести. У родственников появится возможность принять участие в перезахоронении, отдать дань памяти близкому человеку и спустя десятки лет обрести душевное спокойствие. Ведь хуже неизвестности – только полное забвение.

Российское военно-историческое общество совместно с правительством области и администрацией Ржевского района при поддержке федеральных министерств самым непосредственным образом стараются не допустить этого. Для плодотворной работы поисковым отрядам экспедиции «Ржев. Калининский фронт» созданы все условия: комфортное проживание, все бытовые удобства,
помощь с транспортом и оборудованием. Но вся основная работа всё равно остается за ними, поисковиками, добровольцами. Именно их усилиями книга истории Великой войны обретает новые страницы. Каждая из них – именная. Эти страницы и составляют единую, целостную историческую картину. Ни «переписать» её ни даже интерпретировать каким-то иным, отличным от фактического методом, – невозможно. Наша история, как и история любого другого государства, полна противоречий, в ней есть и светлые и тёмные стороны. Её вершили сильные и слабые, умные и глупые. Именно вся эта совокупная история государства делает его таким, каким оно и является в данный момент – противоречивым, самобытным, особенным. Нашим.

Вадим АФАНАСЬЕВ
Фото автора

Источник «Ржевская Правда» https://vk.com/presska_ru

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика