Подвиг пламенных сердец
В дни празднования 70-летия Победы в райцентре Арбузинке Николаевской области (Украина), была торжественно открыта мемориальная доска двум советским летчикам-истребителям.
Здесь в далеком 1941 году пилоты младший лейтенант Африкан Карпов и старший лейтенант Федор Большаков из 298-го ИАП во время атаки наземной цели почти одновременно направили свои подбитые, горящие И-16 в немецкую механизированную колонну. В истории мировой авиации это единственный подвиг в ряду подобных.
298-й истребительный авиационный полк, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте – в Вознесенске под Николаевом уже в ходе войны. Его командным костяком стала небольшая группа кадровых летчиков ВВС, к числу которых принадлежали и герои данного рассказа. Основной же летный состав состоял из молодых пилотов, прибывших из Качинской военной авиационной школы, – им еще предстоял долгий и тернистый путь совершенствования мастерства летчиков-истребителей. К началу июля 1941 года полк под командованием майора Прудникова был полностью сформирован и начал учебно-боевые полеты.
С 19 июля1941 года летчикам полка были поставлены боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодежь хоть и рвалась в воздушные схватки, но ее боевой пыл осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне.
Боевой счет уничтоженным немецким самолетам открыли в этот период майор Булгаков, мл. лейтенант Карпов, ст. лейтенант Чайка, лейтенант Шорохов.
5 августа 1941 года полк понес первые тяжелые потери: во время вражеского налета на аэродром был сбит в воздушном бою лейтенант Шорохов, а майор Булгаков погиб при взлете с полевого аэродрома «Мартыновский» близ Вознесенска из-за отказа двигателя.
Вот в такой обстановке летчики уже сформированного 298-го авиационного полка, летавшие на легких маневренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником, уничтожать на земле его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на не защищенных броней самолетах, была слишком очевидной. Но в тяжелое для страны время летчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая истекающим кровью наземным войскам, летчики-истребители делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить – мера вынужденная: выпуск самолетов-штурмовиков Ил-2 в то время еще только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы войны.
7 августа 1941 года под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60-70 километров севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. Семерку И-16 возглавил командир полка майор Прудников. Летчики быстро обнаружили колонну, и после первой же атаки на земле запылали автомашины; повторная атаки были столь же эффективными. На аэродроме возле Николаева с нетерпением ждали возвращения товарищей. Через час на горизонте показались только пять самолетов. Они приземлились и стали в капониры. В раскаленной августовской тишине застыл немой вопрос – что с остальными?
Автор незаурядного открытия – двойного огненного тарана – украинский краевед Леонид Игнатенко, в прошлом выпускник Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне РУДН), а ныне руководитель группы «Поиск» Никопольского завода ферросплавов, что на Днепропетровщине. В Центральном архиве Министерства обороны РФ его хорошо знают – именно здесь опытный поисковик обнаружил наградные листы летчиков с подробным описанием подвига. Он же выяснил, что Федор Большаков – один из героев двойного огненного тарана – является нашим земляком, родившимся в деревне Турово Молоковского района.
Благодаря многочисленным публикациям в СМИ совсем недавно нашелся внук Федора Большакова Эржан Алипбаев, который сейчас живет в Краснодарском крае вместе с семьей и матерью Алипбаевой Ларисой Федоровной.
С позиций сегодняшнего дня можно только предположить, какая драма разыгралась тогда над Арбузинкой и какой нелегкий выбор пришлось сделать двум русским летчикам в течение нескольких секунд. Приняв убийственное для себя и противника решение, они в последний раз проявили свое безупречное летное мастерство…
Причиной несправедливого, однако, совсем неумышленного забвения этого уникального и единственного в своем роде подвига стал очевидный объективный факт: к 1945 году прямых участников того боевого вылета – свидетелей величайшего взлета человеческого духа – в полку уже не осталось. Мало сохранилось и полковых документов за начальный период войны. В 1941 году, в условиях быстро меняющейся обстановки, делопроизводство велось нерегулярно, многие штабные документы были уничтожены из-за угрозы окружения. В беспощадных фронтовых буднях в неприкосновенности сохранились только наградные документы летчиков – они благополучно ушли в вышестоящие штабы и, пройдя положенный им длительный круговорот, заняли место на полках архивных хранилищ ЦАМО СССР (РФ). Вот и получилось, что письменных свидетельств подвига в полку не осталось, а вживую о легендарном подвиге летчиков-истребителей могли рассказать лишь немногие из ветеранов полка. Однако сами они прямыми свидетелями подвига не являлись, из-за чего их редкие, скромно прозвучавшие после войны печатные воспоминания не могли иметь какой-либо юридической силы.
А вот постановление Военного совета Южного фронта, долгое время хранившее тайну подвига – это уже официальный юридический документ. На сегодняшний день он является единственным из письменных, абсолютно неопровержимых доказательств двойного огненного тарана. Документ этот заверен подписями командующего войсками Южного фронта генерал-полковника Черевиченко, членов Военного совета фронта – дивизионных комиссаров Рябченко, Корниец, Задонченко, Бородина, командующего ВВС фронта генерал-майора Вершинина, военного комиссара ВВС – бригадного комиссара Алексеева. Излишне напоминать, что в то время содержание подобных документов многократно проверялось соответствующими компетентными органами.
Как выясняется, этот двойной огненный таран является единственным в истории мировой авиации!
В канун 70-летия Победы семья летчика – дочь Лариса Федоровна, проживающая ныне в Туапсе Краснодарского края, которая считала отца «пропавшим без вести» на протяжении 74-х лет, внук, четверо правнуков и двое праправнуков узнали о беспримерном подвиге близкого им человек. Они встретили это известие, что называется, со слезами на глазах…
Леонид Игнатенко
Комментарии закрыты.