Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

Григорий Бакус: «Самая сильная черта истории – способность пробуждать живой интерес. А кто может быть любопытнее молодых?»

Герой нашего интервью – один из ярчайших тверских лекторов, историк-медиевист и автор проекта «Imago&Littera» Григорий Бакус.

 7 июля у тебя лекция на Рельсах, давай сразу проанонсируем ее. О чем ты расскажешь и кому это будет интересно?

– Лекция посвящена Крестовым походам и адресована самой широкой аудитории – людям, интересующимся историей, культурологией, религиоведением. Это одна из классических тем в истории Средневековой Европы – ее охотно используют в кинематографе и художественной литературе, она обязательно входит отдельным разделом в учебники истории. Можно сказать, это одна из «визитных карточек» эпохи. Моя цель – сформировать у слушателей базовые представления, которые помогут ориентироваться в безбрежном море информации по теме, познакомить их с доступными исследованиями. Так, на русском языке недавно появились работы Жака Эрса и Питера Франкопана, которые корректируют расхожие взгляды на крестовые походы. Например – что общего у военной экспедиции и практики религиозного паломничества? Или – насколько прибыльными оказались походы для европейцев в конечном итоге, учитывая распространенное мнение, что это был банальный грабеж под видом войны за веру. Или – какие интересы были у Византии в этом предприятии? И таких нюансов много – уж очень колоритной была эпоха и ее герои, такие как короли Ричард Львиное Сердце и Людовик Святой.

Я очень признателен кураторам Рельсов Илье Андрееву и Анне Кудрявцевой за возможность принять участие в этом проекте.

– Помимо лектория «Рельсы» у тебя есть опыт выступления с публичными лекциями на других площадках? Где тебе комфортней и интересней и почему?

– В общей сложности преподавательская деятельность занимает десять лет моей биографии, начиная с работы на кафедре Всеобщей истории ТвГУ. Примерно столько же длится опыт историка-исследователя, обязательной частью которого является апробация – выступления с результатами собственных изысканий в научном сообществе. Собственно, «Рельсы» и мой личный проект «Imago & Littera» – это новый формат работы вне рамок классического образовательного процесса. Я считаю подобные проекты очень перспективными, поскольку мы живем в эпоху огромного количества доступной информации, которую просто невозможно вместить в рамки традиционных лекций и семинаров для будущих специалистов-преподавателей. Информации уже слишком много для классической модели образования, она слишком быстро появляется и обновляется – уже сейчас речь идет о миллионах доступных изображений (гравюры, фотографии), сотнях тысячах оцифрованных книг разных эпох, тысячах уникальных памятников (таких как берестяные грамоты, например). К тому же вокруг всего этого растущего комплекса памятников формируется огромное количество специальной литературы. И это только в сфере истории/культурологии. Соответственно, задача преподавателя-гуманитария теперь заключается в том, чтобы помочь оформить интерес и научить ориентироваться в предмете. Поэтому я с огромным удовольствием поддерживаю «Рельсы» и сам экспериментирую в этой сфере.

– Расскажи, пожалуйста, о своем дискуссионном клубе «Imago&Littera». Для кого/чего он предназначен и в чем его особенность? И какие планы на новый сезон и когда он начнется?

– «Imago&Littera» появился осенью 2013 года. Я задумывал его как стимул для себя – найти и вынести на обсуждение интересные темы в сфере современных гуманитарных наук, которые мало известны в России. Одним из первых мероприятий стала лекция-презентация по книге немецкого историка Вольфганга Берингера «Конрад Штоклин и призраки ночи» – классическое исследование в области микроистории, посвященное одному из немногих мужчин, казнённых по обвинению в колдовстве. Одновременно это путешествие в мир альпийского фольклора, где оживают удивительные персонажи – «ночной народец», «благословенные», «дикая охота». Научная монография, которая адресована самой широкой аудитории, – нам это кажется парадоксом, но за последние 20-30 лет таких книг было написано много, и это очень интересно. Я хотел познакомить с этим опытом друзей, и из этого получился достаточно интересный проект, который я представлял и за пределами Твери: несколько мероприятий прошло в вузах Нижнего Новгорода. «Imago&Littera» – открытый проект, и в нём может принять участие любой желающий. Новый сезон начинается в сентябре-октябре, и я планирую несколько лекций по средневековым мистикам. В этом году исполняется 100 лет переводу на русский язык «Откровений блаженной Анджелы», который выполнил историк и философ Лев Платонович Карсавин. Это хороший повод поговорить о францисканской религиозности и (вечная тема!) особенностях исторического познания.

– В Твери недавно издали альманах «Михаил Тверской. Путь домой». Можешь прокомментировать? Это ведь фигура Средневековья, по которому ты специализируешься. Как ты думаешь, насколько интересна история Михаила Тверского для молодежи и с какой степенью точности можно говорить о той эпохе?

– Альманах очень хорошо отражает символический характер фигуры Михаила Ярославича. Символ не может быть до конца понятен и полностью логичен, в нем всегда присутствует что-то ускользающее от понимания. Так и «Михаил Тверской. Путь домой» оставляет большое пространство для полета мысли. Мне показалось, что книге немного не хватает внутренней упорядоченности – настолько богато и разнообразно его содержание. Здесь соседствуют оригинальные средневековые миниатюры и современный детский рисунок, древний ингушский эпос и история антитеррористических подразделений. Такое решение вполне объяснимо, поскольку альманах задумывался как дань памяти, в которой значимо каждое высказывание и каждый высказывающийся, но неискушенный читатель может потеряться. Мне лично наиболее интересным показались те разделы, которые затрагивают саму эпоху Великого князя Тверского и Владимирского в ее малоизвестных аспектах – легенда о князе эрсов Миха-Эле, династические связи тверского княжеского дома с Великим княжеством Литовским. Внимание к этим деталям хорошо передает колорит эпохи и делает прошлое более интересным, выходящим за рамки простых школьных схем. Самая сильная черта истории вообще – способность пробуждать живой интерес. А кто может быть любопытнее молодых?

– Твой отец был талантливым художником и скульптором. Расскажи, пожалуйста, немного о нем и о выставке, которую готовишь к 75-летию со дня его рождения.

– Владимир Иосифович был талантливым инженером-строителем, посвятившим свою жизнь любимой профессии. Это звучит несколько высокопарно, но это так – он ушёл с должности главного инженера крупной строительной компании буквально за полтора месяца до смерти. Его профессиональная карьера включает такие вехи, как восстановление Ташкента после землетрясения (1966) и Грозного в ходе первой чеченской кампании (он работал там в 1994-1995 гг.). Последние его объекты находятся в тверских микрорайонах Радужный и Мамулино. Он оставил по себе материальную и долговечную память из кирпича и бетона и, что немаловажно, результаты его труда принадлежат людям, которые будут жить и работать там. Однако отец был человеком разносторонним – он рисовал, писал стихи и создавал скульптуры и мелкую пластику. При жизни он не афишировал это, и мало кто знает о его увлечениях. Я хочу показать человека в его творениях – пока они существуют, его время продолжает длиться.

– По своему опыту могу сказать, что ты прекрасный чтец прозы и стихов. И сам пишешь историко-фантастическую повесть «Скелет великана Буржуа». Ее уже можно где-то прочесть? И когда и где можно послушать художественные вещи в твоем исполнении?

– Я планирую закончить «Скелет великана Буржуа» этим летом и буду рад представить это произведение на суд общественности в новом сезоне «Imago&Littera».

Беседовал Роман Гурский

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика