Редактор портала gosuslugi.ru Саша Волкова рассказала, как спастись от рутины и решать бюрократические вопросы с легкостью.
«Если я нахожу в почтовом ящике квитанцию или официальное письмо, прикрепляю его магнитиком на холодильник и забываю. Если такое письмо развернуть, окажется, что нужно куда-то идти, сидеть в очереди, заполнять какие-то бумажки. Из-за этой фобии самые элементарные процедуры для меня становятся невыносимо сложными, – говорит Саша. – В мире нет человека более беспомощного в бюрократии, чем я. Поэтому вместо того, чтобы таранить лбом министерства и ведомства, я изучила, как это сделать обходными путями. Получились советы для тех, кто, как и я, не любит бумажки».
- Заведите аккаунт на портале госуслуг
Обычно, чтобы оформить документ, вы приходите в ведомство минимум дважды: подаете заявление, а потом получаете готовый документ. С порталом госуслуг путь сокращается: вы подаете электронное заявление, а в ведомство приходите только один раз.
За многими услугами ходить не придется вовсе. Например, оплатить штрафы ГИБДД можно на сайте или в мобильном приложении госуслуг. Понятно, что сделать это можно и в любом интернет-банке или стороннем сервисе. Но иногда они не отправляют информацию о платеже в базу данных. Вы платите, а штраф все еще числится в ваших долгах. На госуслугах такой проблемы нет.
Если любите все новое, попробуйте новую версию госуслуг, она удобная: http://beta.gosuslugi.ru.
Еще нужно будет сходить в один из центров обслуживания (https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/), чтобы там проверили вашу личность. Это проще, чем кажется: когда я регистрировалась на госуслугах, я зашла в офис Ростелекома возле дома, и там меня за полминуты зарегистрировала операционистка в абсолютно пустом зале.
Что сделать: зарегистрироваться на портале http://gosuslugi.ru или http://beta.gosuslugi.ru. Сходить на почту или в Ростелеком на пять минут.
Экономия: как минимум половина времени на общение по любым вопросам с государством.
- Получите регистрацию, чтобы делать все быстрее
Со штампом в паспорте или со свидетельством о регистрации жизнь упрощается. По Конституции РФ, вы можете свободно передвигаться по стране, жить и работать, где захотите. Однако государство все равно хочет знать, где вы живете. Это нужно, чтобы рассчитать нагрузку на местные поликлиники, школы и ведомства (и чтобы вас было проще найти по долгам). Поэтому нас просят встать на учет там, где мы сейчас живем.
Если вы зарегистрированы, то вы как бы «свой» в этой местности: можете легко встать на учет в местную поликлинику, получить права в местном ГИБДД, загранпаспорт в местном ФМС, открыть ИП в местной налоговой и т. д.
Если вы не зарегистрированы там, где вы живете (например, у вас постоянная регистрация в одном городе, а живете вы в другом), то все гораздо сложнее. Паспорт вам будут делать не месяц, а четыре месяца. На работу могут не оформить. Права точно придется получать в родном городе. Вам не дадут записаться в государственный детский садик.
В общем, жить без регистрации — это вечно попадать на деньги и тратить на все кучу времени. Нужно просто однажды собраться и оформить регистрацию. Это стоит того.
Если вы снимаете жилье, сделайте временную регистрацию. Самое сложное – убедить собственника квартиры прийти в отделение Федеральной миграционной службы с документами. Скажите ему, что с регистрацией вы будете привязаны к его квартире и не захотите менять жилье.
Вообще-то арендодатель обязан вас зарегистрировать по закону. Но начинать разговор с закона — плохая идея, только настроите человека против себя. Лучше убедить человека, что ему же это будет полезно.
Если живете в своей квартире, все проще: сходите в ФМСс паспортом и свидетельством на квартиру и поставьте в паспорт штамп.
Одна только регистрация решит многие ваши проблемы. Вы сможете быстро оформлять любые документы, записать ребенка в детский сад, без лишних вопросов обратиться в поликлинику.
Что сделать: сходить в ФМС или отправить туда собственника квартиры.
Экономия: на бесконечном количестве документов в будущем. С регистрацией все быстрее и проще.
- Мужчинам: закройте вопрос с военным билетом
По закону, после университета он должен быть у вас обязательно. Но по факту многие забывают его сделать, не приходят в военкомат, остаются с просроченным приписным и т. д. И это большая ошибка.
Допустим, сейчас военный билет вам не нужен. Вы получили отсрочку от армии, поступили на работу и вас военкомат не трогал. Вам кажется, что при необходимости вы всегда придете туда и оформите военный билет, а пока есть более важные дела.
Но если вам потребуется оформить загранпаспорт, то военный билет или приписное свидетельство понадобятся обязательно. Придется ехать в военкомат, тратить два-три дня на медосмотр и обследования. Если вы отучились и уехали работать в другой город, то придется либо возвращаться домой, либо вставать на учет в другом военкомате. И это все довольно долго.
Военный билет понадобится и при поступлении на некоторые места работы, особенно — в госучреждения и окологосударственные структуры. По закону, он нужен при устройстве вообще на любую работу. Но на практике многие компании вспоминают об этом только накануне очередной проверки. Поэтому билет вам может понадобиться ВНЕЗАПНО и неизвестно, чем грозит его отсутствие.
Что сделать: набраться мужества и получить действующий военный билет (желательно сделать это между призывами).
Экономия: куча времени, сил и нервов при поступлении на работу и оформлении загранпаспорта.
- Сфотографируйте все документы
Сделайте скан-копии паспорта, загранпаспорта, ИНН, СНИЛС, трудовой книжки и других важных документов. Положите в облачное хранилище, чтобы у вас был доступ к документам с любого компьютера или телефона. Если под рукой нет сканера — сфотографируйте документы на смартфон, это тоже годится.
Так документы никогда не потеряются. Если станете заполнять какую-нибудь анкету в интернете, все нужные данные будут под рукой. Если на портале госуслуг нужно будет отправить копии документов, не придется бежать к сканеру — все уже готово, надо только прикрепить файлы. У меня есть на компьютере папка с документами, и я в нее захожу каждые 2-3 месяца — то и дело нужно что-то кому-то отправить.
Что сделать: сфотографировать все важные документы на смартфон.
Экономия: будет легче отправлять всем свои реквизиты, подписывать договора, устраиваться на работу, оформлять бумажки
- Установите мобильное приложение госуслуг
Его преимущество в том, что оно само в фоновом режиме ищет ваши штрафы, долги по налогам и перед судом. Если вдруг в какой-то базе появится шальной штраф или какая-то просрочка по налогам — приложение сразу об этом скажет.
Это особенно актуально, если вы живете не по месту постоянно регистрации и водите машину. Она у вас зарегистрирована, условно говоря, в Ростове-на-Дону, а водите вы ее в Москве. Штрафы приходят в Ростов, вы их не получаете, они копятся, на них капают новые штрафы, и кончается все тем, что вас начинают искать судебные приставы. Чтобы этого избежать, просто поставьте приложение и зарегистрируйтесь. Дело — на минуту.
Что сделать: скачать приложение и зарегистрироваться — https://beta.gosuslugi.ru/information/mobile
Экономия: на штрафах и долгах. Налоговики, ГИБДД и суды не смогут повесить на вас дополнительные пени и штрафы, потому что вы будете оплачивать все вовремя.
Итак, повторим еще раз все пять советов:
- Заведите аккаунт на портале госуслуг
- Оформите регистрацию
- Закройте вопрос с военным билетом
- Сфотографируйте документы
- Установите мобильное приложение госуслуг
И еще: все, что возможно, делайте электронно. Госорганам нравится заниматься вашими документами не больше, чем вам: им совсем не интересно гонять вас из кабинета в кабинет и проверять бумаги по 10 раз. Попробуйте один раз зайти на портал госуслуг и вы убедитесь, что это намного проще, чем кому-то кажется.