История футбольной формы неразрывно связана с развитием модной индустрии и швейной промышленности. Сейчас параметры футбольной экипировки закреплены регламентом, но внешний вид футболистов каждого десятилетия заметно менялся. Форма сборной России – это результат более чем вековой истории стилистических изменений под влиянием исторических событий и новых технологий.
1910-е годы
В 1910-е годы прошлого века форма сборной Российской империи по футболу была черно-оранжевой (домашняя) или полностью черной (гостевая). Объяснялось это правилом, действующим и по сей день: форма национальной сборной должна перекликаться с цветами флага, а флаг Российской империи был черно-желто-белым.
Полноценная футбольная экипировка появилась в Москве в 1907 году в универмаге «Мюр и Мерилиз», где был расположен самый большой спортивный отдел. До этого даже футбольные мячи выписывали из Англии, а игрок, имевший бутсы, считался счастливцем. При этом сила команды часто определялась количеством игроков в бутсах.
Качество привозимой в «Мюр и Мерилиз» обуви оставляло желать лучшего: футболист сборной Российской империи Леонид Смирнов вспоминал, что в тех бутсах нельзя было ударить по мячу ни подъемом ноги, ни полуподъемом. Из разговора с одним английским вратарем выяснилось, что такие бутсы за границей не используют уже лет пятнадцать. «В лучшем же магазине Москвы эту английскую заваль продавали за солидные деньги. Скоро, правда, в Москве появились хорошие немецкие бутсы нового фасона», – вспоминал игрок.
В те давние времена бутсы оправдывали свое название, произошедшее от английского boots – «ботинки»: они были тяжелыми, высокими и носились спортсменами в первую очередь для того, чтобы защитить ногу, а не улучшить направленность удара или облегчить бег. Подобная футбольная обувь использовалась еще довольно долго: с 1900-х годов до конца Второй мировой войны.
1920-е годы
В 1920-е годы была сформирована футбольная сборная СССР. На смену черной или оранжевой футболке пришли красные фуфайки на шнуровке с отложным воротником, шорты стали белыми. Общая стилистика упростилась, и это объясняется распространенностью футбола среди малообеспеченных слоев населения. До революции футбол в России был преимущественно увлечением состоятельных людей с высшим образованием: у прочих слоев населения не было достаточно свободного времени из-за длинного рабочего дня и одного выходного в неделю.
Зарубежные игры сборной проходили в основном с участием команд рабочих других стран. Подобная «изоляция» привела в том числе и к тому, что мировые технологические достижения того времени, например бутсы со сменными шипами, были недоступны российским футболистам.
1930-е годы
1940-е годы
В 1940-е годы сборная СССР не играла: в последний раз в довоенное время команда провела игры в 1935 году. Потом ее собрали лишь в 1952-м. За годы войны погибло немало известных футболистов, но даже в самые тяжелые дни футбольная жизнь не прекращалась, став символом духа. Большую известность приобрели товарищеские матчи, проведенные в блокадном Ленинграде в 1942 году местной командой «Динамо». Радиорепортаж с них шел на передовую на русском и немецких языках, что ошеломило фашистов, считавших Ленинград «городом мертвецов».
Сразу после войны в 1945 году московский клуб «Динамо», усиленный игроками других клубов (то есть, по сути, став сборной), ездил с товарищескими матчами в Великобританию. Две победы и две ничьих против английских спортсменов сделали поездку триумфальной для советского футбола. Стэнли Роуз, ставший впоследствии президентом FIFA, признавался, что англичанам есть чему поучиться у «Динамо». После этой поездки СССР вступил в FIFA (соглашение подписано 25 июня 1946 года). Позднее этот факт повлияет на форму клубов СССР: на одежде появятся номера – это нововведение облегчит работу арбитрам. Правда, единого стандарта тогда еще не было: номера могли быть размещены как на футболках, так и на шортах.
1950-е годы
1960-е годы
Самым победоносным десятилетием для отечественного футбола стали 1960-е. В 1960 году сборная СССР выиграла первый чемпионат Европы, в 1964-м стала серебряным призером Евро, а в 1966 году на чемпионате мира в Англии советские футболисты дошли до полуфинала, где уступили команде ФРГ. Форма того времени изменилась в сторону улучшения аэродинамических качеств: футболки стали более узкими, шорты – короче. Отчасти этот тренд можно объяснить и модой. В то же время появился вариант футболок с длинным рукавом, чтобы играть в разных погодных условиях. Цветовое решение осталось прежним, однако появляется несколько новых вариантов с инверсией цветов: красными шортами и белыми футболками.
1970-е годы
1980-е годы
Примерно в эти же годы началось снабжение известных игроков футбольными бутсами: компании платили за то, чтобы футболисты надевали на игры обувь определенного бренда.
1990-е годы
Конец эпохи Советского Союза в футболе наступил почти сразу. Сборная СНГ выступила на чемпионате Европы в своих традиционных цветах, после чего красный ушел в тень.
Сборная России, ведущая свой отсчет с 1992 года, первые матчи провела в необычной белой форме с черными полосками и шашками. Уже в 1993 году в национальных цветах появился синий, который занял доминирующую позицию, – именно в синих футболках россияне выступили на ЧМ-1994 в США. Разумеется, красный цвет не исчез, но на протяжении 90-х преобладало сочетание синего и белого.
Любопытно, что сразу после заключения контракта с одним из производителей разгорелся скандал: игроки обвиняли компанию в неудовлетворительном качестве обуви. Первая партия была признана неудачной – футболистам доставили новую, а также выделили суммы на компенсации игрокам за потерю от подписанных ранее индивидуальных контрактов. В то десятилетие бутсы действительно изменили вид и игру футболистов: во-первых, стали модны разноцветные модели, а во-вторых, производители стали заменять обычные шипы лезвиеподобными – это придавало большую устойчивость.
2000-е годы
Вскоре после этого технический партнер изменился: был заключен контракт с adidas, ставший самым масштабным в истории отечественного футбола. В 2009 году компания разработала эксклюзивную форму для сборной России, вдохновленную «цветом Кремлевской стены». Образцы формы 2009 и 2010 годов были выдержаны в той же гамме.
2010-е годы
Текст: Анастасия Ворошкевич
Иллюстрации: проект «Бей-беги»