Начался психолого-педагогический семинар с психологического упражнения «Комплимент», в ходе которого все участники рассказывали всё самое лучшее о своей коллеге, сидящей рядом. Затем было проведено психологическое упражнение, «Дискуссия», в ходе которого педагоги сами побывали в роли ребёнка с ОВЗ. Первый участник играл роль «глухого-и-немого», второй – «глухого – и –паралитика». Третий – «слепого и немого». Всей тройке предлагалось задание: договориться о месте встречи в Торжке, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор. Далее приступили к содержательной части семинара.
Как раз вот такие подходы к образованию реализуются через систему психологического сопровождения. Психологическое сопровождение представляет собой особую систему комплексных психолого-педагогических условий, способствующих развитию личности ребенка с ОВЗ.
Хочется отметить + и – инклюзивного образования:
Плюсы инклюзивного образования
- Создание гибкой образовательной среды, удовлетворяющей каждого ребенка, соответствующей индивидуальным интеллектуальным, физическим и психическим потребностям.
- Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Искоренение дискриминации и воспитание толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, взаимоуважению и терпимости.
Проблемы инклюзивного образования
Многие педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения. Т.к. в школах в основном работают учителя старой закалки, им пока тяжеловато дается перестройка в данной сфере. Но у нас есть над чем работать и над чем учится!
Далее с педагогами была проведана игра
«Газета»
Ход проведения. Каждый участник получает кусок газеты (размером с лист бумаги формата А4 – обычно это четверть газетного разворота). Инструкция: «Сейчас мы будем рвать газету. Но вначале сядьте поудобнее и закройте глаза. Теперь сложите лист пополам и оторвите левый нижний угол (дождаться, когда все участники сделают это). Сложите лист еще раз пополам и оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите лист и оторвите нижний левый угол. И, наконец, еще раз сложите лист и оторвите правый верхний угол. Откройте глаза и разверните, то, что у вас получилось. Покажите остальным».
Обсуждение: «Очевидно, что в нашей группе много разных получившихся вариантов: есть похожие на другие, а есть уникальные – «в единственном экземпляре». Почему так получилось?» Ответы нужно обобщить идеей различий, проявляющихся в, казалось бы, общих для всех условиях.
Заключительный момент обсуждения посвящен сходству между ситуацией, созданной в
упражнении, и обучением в школе: несмотря на общие для всех условия, результат всегда различен, и бывает трудно сказать, какой результат может быть оценен однозначно как хороший или плохой. Группы: учителя, родители, учащиеся, представители органов управления образованием,
Далее были рассмотрены
Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушением интеллекта, умственно отсталые дети;
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Были рассмотрены особенности детей каждой группы, совместно выработаны рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей данных групп.
Закончился семинар составлением синквейнов (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии).