Музыка волн. Дневник фестиваля «Распахнутые ветра» на Селигере

29 июля: «Из хорошей песни слово не выкинешь»

Как мы уже сообщали, 25 июля на озере Селигер в 17-й раз открылся Межрегиональный молодежный фестиваль авторской песни памяти Юрия Визбора «Распахнутые ветра». Ежегодно его организатором выступает Комитет по делам молодежи Тверской области. В этом году  уникальный музыкальный форум, который проходит в формате летней творческой школы, собрал более 450 мастеров жанра и начинающих исполнителей.

Коротко о главном. День четвертый

Подъем (Настроение хорошее. Встали с правильной ноги). Завтрак (Овсянка, сэр!) Мастерские (Мастера в курсе?). Обед (В большой семье клювом не щелкай!). Репетиции перед конкурсом (Че-то коленки дрожат и глаз дергается). Конкурс (Ну, ни пуха!) Ужин (Можно добавки?!). Барды пытались шутить (Получилось?). Бард-Ринго-старс (батл между Ефремовым и Рыковым). Сон (Уснули без задних ног. Задние ноги аккуратно сложили возле палаток).

Гость дня: поэт Василий Рысенков

Композитором бард может и не быть, а вот поэтом быть обязан

Корреспонденты фестивальной газеты «Аккорд» Вера Авдеева и Мария Евдокимова решили побеседовать на эту тему с Василием Рысенковым.

— Как мастер рифмы, что бы вы могли посоветовать молодым авторам?

— Сначала читать, потом писать. Читать много хороших и разных поэтов и начинать с классики, с Пушкина. А если из советских поэтов, то с Твардовского, с самого простого и понятного. Не стоит торопиться нести свои стихи куда-нибудь и не нервничать, если не получается. Когда я учился в университете, у нас не было  ни одного поэтического клуба, а сегодня есть много мест, где можно поучиться. И есть, у кого поучиться.

С одной стороны учеба — дело хорошее и очень полезное. Тебе показывают, что не так, и к этому надо относиться спокойно. С другой стороны, нужно понимать, что самое важное для поэта — это найти себя, не остаться на уровне подражателя. Состоявшийся поэт — это тот, чьи стихи берешь, и понимаешь, что это он. Угадываешь по стилю.

Никто не начинает сразу с хороших, оригинальных стихов. Все начинается с подражания. Этим, кстати, и хорош фестиваль. Он помогает пережить период ученичества быстро и почти безболезненно.

— Каждое ли стихотворение может стать песней?

— Далеко не каждое. Когда поэт пишет просто стихи, он выбирает размер интуитивно. Хотя для опытного мастера вопрос не в том, сколько писать, а, скорее, в том, что писать. И когда много пишешь, со временем включается внутренний редактор. Понимаешь, что кто-то уже сказал об этом лучше тебя. Хорошая поэзия – это оптимально подобранные слова в оптимальной последовательности. Хорошее стихотворение — это стихотворение, из которого ничего нельзя выкинуть, нельзя заменить ни единого слова.

— Чем отличается песенная поэзия?

— Поющим поэтам я завидую.  Когда поэт выходит к зрителю читать свои стихи, он весь как на ладони, он выходит с открытым забралом. Его ничто не спасет. Там либо есть поэзия, либо нет. В авторской песне многое решает мелодия, манера, красивый голос. Вот сидишь, слушаешь и думаешь: «как хорошо!», а потом читаешь текст на бумаге, и становится понятно, что не все так хорошо.

Важно метрическое разнообразие, размер, формы, рифмы. Чем разнообразнее метрика, тем больше возможностей для создания песни. Я с удовольствием общаюсь с бардами. Я слушаю их песни, и неожиданно появляются те ритмы, которые я слышу.

— Если краткость — сестра таланта, то кто его брат?

— Умение отбрасывать все лишнее. Это и ведет к краткости. Краткость ведь она не сама по себе. Ведь можно и поэму написать, из которой ничего нельзя выкинуть. Краткость — это не просто запихнуть все в одну строчку, как это умел Тютчев.

— Что такое авторская песня?

— Авторская песня выросла из поэзии. Если обратить внимание на творчество первых бардов, таких как Высоцкий, Визбор, Окуджава, то все они владеют только базовыми приемами игры на гитаре, но стихи… Смотришь, ищешь, к чему придраться, а придраться и не к чему.

Цитата дня. Виктор Попов: «Главное — яркие умные песни»

— Как давно вы приезжаете на «Распахнутые ветра»? В чем их особенность?

— Я на Селигере с первого или второго фестиваля. Большим его плюсом является то, что он ориентирован на мастерские. Они работают целых три дня, это дает конкурсантам достаточно много времени для подготовки к прослушиванию и конкурсу. К тому же мастера ведут занятия в разном ключе,  подходят к жанру со всех сторон. Также ребята знакомятся между собой, и это дает им не менее ценный опыт – расширяется кругозор, усиливается азарт, растет круг знакомств.

— Что вы считаете наиболее важным в жанре авторской песни?

— Для меня главное — это яркие, умные песни. Стихи хорошего уровня, содержащие образы, метафоры. Музыка должна быть направлена на раскрытие мысли, не зацикливаясь на форме. Приветствуются эксперименты, новые манеры подачи. Человек, ограничивающий себя одним музыкальным стилем, безжалостно себя обделяет.

— У вас, наверное, есть какая-нибудь особенная, любимая гитара?

— Да, ей около 20 лет. Гитара мастеровая, выпущенная в городе Ессентуки. Больше всего мне нравится в ней необычно яркий звук высоких струн.

— Что бы вы хотели пожелать участникам фестиваля?

— Оставаться в жанре авторской песни, совершенствоваться во всех областях, расширять свой кругозор. Новых удачных работ, теплых и будоражащих песен, которые находили бы отклик.

Беседовала Вера Авдеева

Репортаж дня: «Бедный Йорик» или в гостях у «Перспективы»

Мы пробирались сквозь чащу палаток. Все громче звучала музыка, все сильнее ощущался чарующий аромат «Доширака». Вокруг костра, на котором варилось блюдо богов, сидели они – волонтерский клуб «Перспектива». А неподалеку лежали и сверкали на солнце их мечи.

При всем кажущемся равенстве, в «Перспективе» существует строгая иерархия. Во главе стоят два руководителя: Эдик и Вова. Почти с самого утра Вова не покидал палатку. Он переживал предательство друга, которого он приручил — маленькой гусеницы Йорика. Вова поверил ему, но после обеда Йорик бесследно исчез …

Поведали нам воины о своих традициях, о том, как каждый год приезжают они на Селигер, как занимаются собирательством ягод и грибов, растущих в  окрестностях палаток, как желают всем при встрече приятного аппетита.

В этой теплой и дружеской атмосфере зародилась игра «Самураи». Именно для этой игры и были припасены мечи.

И вставали воины в круг. И каждый пытался низвергнуть слева стоящего противника мечом своим, и если это удавалось, побежденный покидал круг. Но были герои, которым удавалось отбить удар или увернуться, такие в кругу оставались, и бой продолжался.

Навоевавшись вдоволь, воины садились у костра и пели песни: о жизни, о любви, о героических приключениях…

30 июля: «Уходя, положи траву на место»

Коротко о главном. День пятый

Подъем (Не нашли задние ноги, оставленные возле палаток). Завтрак (Ели без задних ног). Экскурсия на теплоходе в Нило-Столобенскую пустынь (Хорошо, что повезут. Без ног трудновато). Обед (Кто-то подбросил задние ноги, ели уже с задними ногами).  Отъезд участников гала-концерта в город Осташков (Не подведите!) Концерты делегаций, концерты Ксении и Льва Кузнецовых, Александра Щербины, сольник Татьяны Винокуровой (Мы тут тоже, как слышите, не скучали!) Сон (Уснули без задних ног. Задние ноги предусмотрительно спрятали под матрасами).

Гость дня: член жюри, руководитель мастерской Александр Ефремов

Корреспонденты газеты «Аккорд» (для смелости они иногда ходят на интервью группами), задала несколько вопросов Александру Ефремову. И вот что успели записать.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я – Александр Ефремов, родился в Южно-Сахалинске, учился в Орле, женился в Воронеже. Там же сейчас и работаю, в основном со студентами. Обучаю их психологии, умению правильно разговаривать, ну и, конечно, чему-то для их будущей работы. Еще я люблю гитару, очень люблю авторскую песню как явление нашей молодежной и национальной культуры и сам пишу стихи и песни.  У меня четверо детей – двое у жены и двое у меня – мы так решили сделать в свое время.

— Как долго вы занимаетесь авторской песней?

— Очень долго, дорогие мои. Первую гитару мне подарила бабушка. Так и должно быть. Если родители вам гитару еще не подарили или не купили, то это должна сделать бабушка. Или дедушка. Мне было тогда 15 лет. Страшно подумать когда – 44 года назад. И я сразу стал сочинять. Брал стихи Есенина, Цветаевой и пробовал их петь под гитару.

— Сколько лет вы приезжаете на фестиваль?

— Уже пятый год я здесь в составе нашей дружной команды мастеров и жюри. И мне все очень нравится.

— На каких авторах вы воспитывались?

— Спасибо за этот вопрос. С детства мы пели во дворе под гитару. Тогда мы еще не знали, чьи песни поем. И только позже, уже в Воронеже, я узнал, что это были песни Юрия Кукина, Юрия Визбора, Булата Окуджавы, немножко Владимира Высоцкого, немножко Александра Галича. Именно эти авторы повлияли на меня как на музыканта.

— Как давно вы брали топор в руки и рубили дрова?

— А я уж было подумал: «когда я брал топор в руки, сидя в мастерской, слушая конкурсанта». Нет, такого не было никогда, конечно. А дрова рубил совсем недавно, делал шашлычок. Рубить дрова на любом фестивале – дело хорошее. Только нужно правильно разжигать костер, чтобы не нанести вред траве – выкопать луночку, снять дерн, а потом в этом месте развести огонь. А когда мы уходим, мы кладем дерн на место. Тогда земля и лес не будут болеть.

— Ваши пожелания фестивалю?

— У меня их много, но одно – самое главное – чтобы он и дальше продолжался, чтобы  взрослые его поддерживали, а руководители клубов из года в год привозили сюда своих умных талантливых детей. Тогда фестиваль будет вечным.

Юбилей дня. Ксения Полтева и Григория Данской: пять лет на «Распахнутых ветрах»

У руководителей мастерской Ксении Полтевой и Григория Данского корреспонденты Мария Евдокимова и Мария Жданова взяли интервью прямо во время работы.

— Наш фестиваль посвящен Юрию Визбору, какая его песня вам особенно близка?

Григорий: Для нас творчество Юрия Визбора – это огромная загадка. Здесь, на «Распахнутых ветрах», Визбор может звучать очень по-разному: и со сцены, и у костра, и на прослушиваниях, и просто так. Мы все здесь открываем для себя  Визбора.

— Каждый из вас самостоятельный автор, как получилось, что вы начали выступать вместе?

Ксения: Мы и до сих пор продолжаем выступать отдельно. Гриша дает свои сольные концерты, и я даю свои сольные концерты. Вместе мы написали несколько песен. Так получилось, что вокруг нас образовались замечательные музыканты, которые с  удовольствием  приняли участие в аранжировках и записи нашего совместного диска. Мы выпустили альбом в Москве на студии Андрея Шепелева.

— Какая сила привела вас на фестиваль?

Ксения: У нас в этом году юбилей. Вот уже пять лет, как мы с Гришей приезжаем на фестиваль «Распахнутые ветра». Приглашение получили заранее, но когда настало время уезжать на Селигер, все наши музыканты оказались в разных местах. Однако, несмотря на все дела, мы все-таки приехали сюда все вместе, а потом, к сожалению, опять разъедемся.

 

События дня: Нило-Столобенская  пустынь, гала-концерт в ДК «Юбилейном»

Нило-Столобенская пустынь

Одним из значимых событий дня прошедшего была поездка в Нилову пустынь. Участники фестиваля отправились туда на теплоходе. Место поразило своей красотой: прекрасная архитектура храма, дорожки, выложенные огромными булыжниками, по которым беззаботно бегали котики, многолетние деревья с пышными кронами, перенесли в давно забытую средневековую эпоху. А на выходе можно было купить диковинные сувениры. Они были такие необычные, что их всех хотелось увезти с собой, в память об этом удивительном месте.

Гала-концерт в ДК «Юбилейный»

В субботу бард-десант фестиваля «Распахнутые ветра» высадился в ДК «Юбилейный» в  Осташкове. И даже несмотря на то, что погода была нелетная, лил проливной дождь, группа артистов с гитарами успешно добралась до сцены. Гала-концерт лауреатов и гостей фестиваля прошел на «ура». Высокий исполнительский уровень, глубина исполняемого материала — вот что отличало представленную программу. А это уже похвала самому фестивалю! Значит, все не зря! Значит, здесь, на Селигере, происходит чудо рождения новых звездочек, которые в скором времени засияют на небосклоне авторской песни.

Ждите следующей – итоговой – записи в нашем дневнике фестиваля.  А она не заставит себя ждать.