Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

75-летие Победы: художники — ветераны Великой Отечественной войны

В год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Тверская областная картинная галерея подготовила цикл публикаций о художниках — ветеранах Великой Отечественной войны, чьи произведения находятся в собрании галереи и представлены в постоянной экспозиции в Тверском императорском дворце. Цикл открывается рассказом о Евсее Евсеевиче Моисеенко (1916 — 1988), одном из крупнейших мастеров отечественного изобразительного искусства второй половины XX века, чьи работы основаны на лучших традициях русской школы живописи. Многие произведения этого мастера, содержащие в себе жизнеутверждающее начало и огромный философский смысл, посвящены всем соотечественникам, пережившим войну, а его искусство завещано будущим поколениям, как священная память. Жизненный и творческий путь Евсея Евсеевича – это испытание судьбы, это история, насыщенная событиями, ставшая для многих примером.

Евсей Моисеенко родился в 1916 году в Белоруссии, в деревне Уваровичи Гомельской губернии в крестьянской семье. В 1931 году поступил в Московский художественно-промышленный техникум, где освоил художественную роспись по металлу (проходил практику во многих центрах народных промыслов Москвы и Подмосковья — в Жостове, Федоскине, Палехе, Мстере). В 1936 году он становится студентом факультета живописи Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Молодого талантливого художника замечает один из наиболее выдающихся мастеров своего времени, известный педагог – профессор А.А. Осмеркин, который оказал большое влияние на живописную манеру Моисеенко.

Учебу прерывает война. В самом ее начале, 2 июля 1941 года, Евсей Моисеенко в числе многих студентов Академии художеств уходит добровольцем в народное ополчение. Под Ленинградом он вместе со своей частью попадает в окружение и в плен и до апреля 1945 года находится в концентрационном лагере Альтенграбов. Из всех испытаний, выпавших на долю художника-фронтовика, он выходит потрясенным, измученным, но не сломленным духовно, сумев сохранить внутреннюю силу и человеческое достоинство. В нем, как и прежде, живет «горячая вера в жизнь, в неиссякаемые возможности человека». Все это усиливало чувства, радость и горе, любовь и восторг, которые он вкладывает позже в свои произведения.

Моисеенко Евсей Евсеевич Наташа, 1954. Холст, масло. Собрание Тверской областной картинной галереи

После освобождения Моисеенко удается вернуться в армию, закончить войну в составе гвардейского кавалерийского корпуса, а затем, после демобилизации, вновь приступить к занятиям в Академии художеств, обучение в которой он блестяще завершает в 1947 году. И хотя по окончании института его сразу же принимают в Союз советских художников, для Моисеенко долгие годы официальное признание и профессиональное продвижение являются невозможными в силу его статуса «узник концлагеря». Ситуация меняется с началом «оттепели», когда в 1956 году живописца избирают в руководство Ленинградского отделения Союза художников. С этого момента начинается его стремительное восхождение: он получает звание Народного художника РСФСР и СССР, становится лауреатом трех премий СССР (Ленинской, Государственной и имени Репина), преподает в собственной мастерской в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры, где под его началом вырастает несколько поколений художников. И все эти годы Моисеенко много и плодотворно работает.

В мирное время военная тема стала основной в его творчестве. Он наполняет свои картины трагическим реализмом, старается быть ближе к действительности. Одна из главных задач, которую художник ставил перед собой, заключалась в показе войны как войны народной. «Воевала не армия, а народ» — эту мысль, важную для него, он стремился выразить правдиво и мощно, в полную силу своего мастерства.

Моисеенко Евсей Евсеевич Натюрморт с чайной розой. 1983 г. Холст, масло Из собрания Тверской областной картинной галереи

Но Моисеенко обращается в своем творческом искании и к другим художественным жанрам: пейзаж, натюрморт и портрет, фантастические композиции и этюды-воспоминания, холсты, навеянные литературными произведениями — вот то жанровое разнообразие, которое можно выделить в наследии живописца. Страшный опыт лет, проведенных в концлагере, конечно же, наложил свой отпечаток на изобразительную философию Моисеенко, который прослеживается и в «мирном этапе» творчества мастера – темный колорит, размытые контуры изображаемых предметов, визуальная сдержанность персонажей и эмоциональный фон с оттенком печали являются характерными для произведений Моисеенко-живописца.

Художник, который отразил в своих работах целую эпоху страны, сам стал эпохой…

Источник: Тверская областная картинная галерея

#75летиеПобеды #ХудожникиВетераны #ХудожникиВетераныТОКГ #ТверскаяОбластнаяКартиннаяГалерея #tvergallery #ТОКГ #ТверскаяКартиннаяГалерея #ЕвсейМоисеенко
Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика