Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

Отвоевать у прошлого судьбы советских солдат

Продолжаются поисковые работы в рамках Международной военно-исторической экспедиции «Ржев. Калининский фронт». В настоящее время бойцы поисковых отрядов с переменным успехом продолжают отвоёвывать у прошлого судьбы советских солдат. Более 180 красноармейцев уже подняты, работы продолжаются сразу в нескольких местах боевых действий.

На сегодняшний момент достоверно установлены личности шести солдат и офицеров Красной Армии: рядовые Лебедев Иван Лазаревич, 1923 г.р. (Волжский район Смоленской области), Шепелев Сергей Иосифович, 1902 г.р. (с. Урицкое Тербунского района Курской области), Новиков Антон Николаевич, 1907 г.р. (г. Конаково) и Крылов Василий Иванович, 1904 г.р. (Махринский с/с Александровского района Владимирской области), мл. лейтенант Оноприенко Павел Григорьевич, 1913 г.р. (г. Ейск Краснодарского края), ст. сержант Мериазимов Ибрагим Сейфутдинович, 1915 г.р. (г. Москва).
ПОГИБШИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НЕ ИМЕЮТ

«Ржев. Калининский фронт» каждый год собирает неравнодушных добровольцев-поисковиков не только из России и стран СНГ. В этом году вместе с нашими поисковыми отрядами, ребятами из Казахстана и Беларуси, трудится Гельмут Айхман из Бад-Пирмонта (Нижняя Саксония, Германия).

– Я считаю, что мы предпринимаем недостаточно мер для поддержания мира между государствами во всём мире, – посетовал господин Айхман. – В своём родном городе я ежегодно провожу дни скорби. Пытаюсь донести до людей необходимость помнить свою историю. У меня есть проект – «Марш мира». В его рамках я устраиваю пробег, в ходе которого возлагаю цветы к военным памятникам в Германии. Однажды пробежал 370 километров, а в прошлом году совершил пробег из Бад-Пирмонта в Берлин, в православный храм. Это привлекает внимание не только к моей персоне, но и помогает доносить до людей мои идеи и мысли.
Гельмут Айхман поблагодарил собравшихся за тёплый прием на русском языке. Его поддержал руководитель службы перезахоронения общественной гуманитарной организации «Народный союз Германии» Денис Дерябкин. Лекция, которую прочитали её сотрудники, подняла неоднозначные проблемы и вызвала сложные эмоции среди поисковиков.

– Это наша работа, – объяснил Денис Дерябкин.– Вы трудитесь здесь на общественных началах, на энтузиазме, как и мы, но у каждого есть основная работа. Наша основная работа – розыск солдат вермахта. Эти люди уже получили своё – они погибли на чужой земле. Но родственники в Европе не виноваты в их преступлениях. И они хотели бы знать о судьбе своих отцов и дедов.

Представители Фольксбунда объяснили особенности работы с захоронениями солдат вермахта, их снаряжением и медальонами. Медальоны военнослужащих нацистской Германии изготавливались преимущественно из алюминия, вследствие чего оказывались подвержены различным воздействиям окружающей среды. Советские эбонитовые медальоны в этом отношении показали себя с лучшей стороны. Эбонит химически инертен и при отсутствии механических повреждающих воздействий может храниться сотни лет.
Очередной такой медальон обнаружил отряд Михаила Богданова «Пионер».

– Погода немного подвела, – говорит Михаил Богданов, – но нам не привыкать к таким условиям. Если очень хочешь найти — обязательно найдёшь. Дождевую воду из раскопа вычерпали, всё подсохло – поиски продолжились. Нам удалось обнаружить троих красноармейцев и один медальон, целый, с прекрасно сохранившимся содержимым. Внутри медальона оказался нестандартный бланк, но записи в целом сохранились. После высококачественного сканирования и постобработки поисковики надеются его прочитать и установить имя ещё одного погибшего.

ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО
Поисковикам из объединения «Возрождение» (Калужская область) удалось обнаружить ценный артефакт – фронтовое письмо. Фрагменты послания были найдены вместе с останками двух красноармейцев и медсестры в районе станции Мончалово.

– Нам подсказали местные жители, с какой стороны наступали немцы, где оборонялись наши, – говорит Сергей Асташов, начальник штаба поискового отряда «Щит» (п/о «Возрождение»). – А дальше – дело техники: мы обнаружили останки с помощью глубинного металлодетектора. Когда их подняли и привезли в лагерь, уже в антропологической палатке обнаружили, что один из найденных — женщина. Определили по строению костей таза. Когда стали проверять её амуницию, окончательно укрепились в мысли, что это медсестра: из вещей при ней были найдены ремни, зеркальце, другие предметы, характерные для этой военной профессии.

Письмо достаточно сильно фрагментировано, но поисковики надеются, что его удастся прочитать. На нём и сейчас легко просматривается штамп Московского почтамта, а после того, как с ценной находкой поработают эксперты, надпись, сделанная карандашом, может проявиться.

– Для нас это очень ценная находка, практически равносильная медальону, – заключил Сергей Асташов. – Мы ищем не для того, чтобы просто найти. Нам следует идентифицировать человека и вернуть его домой, родственникам, которые помнят его и, быть может, ждут до сих пор.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКИПАЖА
Поисковый отряд «Память 29-й армии», бойцы которого сумели обнаружить крупные фрагменты бомбардировщика «Пе-2» в лесу близ д. Медведево и поднять его двигатели, отчитался об успешном установлении личности членов экипажа. Так завершилась история длиной в пять лет: первые фрагменты самолёта ржевские поисковики обнаружили ещё осенью 2014 года.

– Найти их было, с одной стороны, непросто – лес огромен; с другой, зная примерное местоположение (по рассказам свидетелей и местных жителей, а также архивным данным), — вполне возможно. Лес в том месте «пищит». Металлодетектор издаёт характерный звук, сообщающий о наличии металла на глубине, практически за 200 метров от воронки, — рассказал начальник экспедиции РВИО Сергей Баринов.

«Пе-2» – большой самолет, вооружённый достаточно тяжело, нёсший на борту авиабомбы. При крушении тяжёлые двигатели глубоко уходят в землю, разрывая машину на мелкие фрагменты. Как говорят поисковики из отряда «Память 29-й армии», скорее всего, уже под землёй произошёл ещё и взрыв одной из авиабомб. Поэтому все осколки вылетели вверх и оказались рассеяны по территории радиусом 200-250 метров. После войны местные жители подобрали полезный металл, лежавший на поверхности, всё остальное затянуло в глубину.
Тогда же, 26 сентября 2014-го, были обнаружены и останки одного из членов экипажа. Достоверно установить его личность на тот момент было сложно. В самолёте наверняка находились несколько человек. Чтобы понять, сколько именно, нужно было найти номера двигателей. Двигатели и стали целью раскопок в июне 2019-го. Их нашли на глубине пяти метров. Один оказался в ужасном состоянии: в сохранности осталась только пара цилиндров. Второму повезло больше: он сохранил целостность процентов на девяносто.
– Нам помогли отмыть двигатели в лагере экспедиции, и номера были установлены, – рассказывает командир отряда «Память 29-й армии» Сергеи Петухов. – Дальше последовала рутинная поисковая работа: сделав ряд запросов, мы получили выписку из архива. Ведь главное – не найти очередной самолет: у нас не спорт, а поиск. Главное – мы второго лётчика нашли! Второй летчик был обнаружен в шестидесяти метрах от воронки, образовавшейся в результате крушения и взрыва. При нём нашли части лётного снаряжения, карабины, остатки парашютной оснастки. Сомнений уже не осталось: личности будут установлены. Из архива пришла информация, окончательно Убедившая поисковиков в том, что их работа завершена: «18.8.1942 не вернулся с боевого задания самолёт Пе-2 11-го ОРАП №11/90 с моторами Но 22-489. Экипаж: Мошкин-Ершов-Локота… Связался в 6:05. Пилот Мошкин Иван Тимофеевич, сержант, 1922, освобождён из плена в 1945-м. Штурман Ершов Леонид Васильевич, ст. сержант, 1919, пропал без вести. Стрелок Локота Николай Васильевич, ст. сержант, 1915, пропал без вести».

– Это очень волнительный для нас момент, – говорит Сергей Петухов. – Мы уже общались с родственниками лётчиков пять лет назад, но на тот момент у нас не было уверенности, что нашли именно этот самолёт с экипажем. Теперь же сомнений нет – это Локота и Ершов. Осталось только сообщить близким, что их надежды не обманулись. Вот они, на фотографиях. Старший сержант Николай Локота, совсем молодой. Именно таким его и запомнили – подтянутым, аккуратным, с серьёзным взглядом. Он не состарился – так и канул в вечность, полный сил и надежд, с огромным желанием жить. И оставался пропавшим без вести 77 лет – как и его товарищ, однополчанин Леонид Ершов. На выпускном снимке он в дальнем ряду, крайний справа.

Благодаря поисковой работе солдаты, судьба которых оставалась неясной десятки лет, находят, наконец, покой, которого достойны. Это стоит всех потраченных усилий и средств.

Вадим АФАНАСЬЕВ
Фото автора и Виктора Вытольского

Источник «Ржевская Правда» https://vk.com/presska_ru

#калинискийфронт #ржев

 

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика