Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

Немая повесть, оглушительная как крик

24 апреля студия «Знаки сезонников» впервые примет участие во всероссийской акции «Библионочь-2015» и представит в Тверской областной библиотеке им. Горького кукольную постановку «Радиоповесть»

Тыко Вылка за работой в своем кабинете. Архангельск, 1958 г. Из фондов ОГУ «Ненецкий краеведческий музей»
Тыко Вылка за работой в своем кабинете. Архангельск, 1958 г. Из фондов ОГУ «Ненецкий краеведческий музей»

Леша Зинатулин, автор и исполнитель моноспектакля:

Когда я узнал тему Библионочи 2015 года «Открой дневник – поймай время», мне она сразу очень понравилась. Во-первых, парадоксальностью формулировки. Во-вторых, обращением к литературному жанру, который всегда интересовал студийцев. Достаточно вспомнить «Парижский дневник» Герты Крефтнер на Зимнем вечере французской поэзии или «Дневник» Михаила Кузмина на фестивале «Печать Антиноя». А спектакли, построенные по принципу заметок – в карандашной системе Роберта Вальзера («Речь к пуговице») или плетением половичков в «Бутик Vanity» по роману Александра Ильянена. Ну и конечно, «Я, Чайка!», где отдельная сюжетная линия, полностью построена на дневнике девочки-подростка.

«Хочется скорее понять всю прелесть и весь ужас полярной обстановки»
«Хочется скорее понять всю прелесть и весь ужас полярной обстановки»

Но под покровом Библионочи мы покажем другую постановку – кукольный спектакль «Радиоповесть». Это история  выживания людей на полярной станции в 20-е годы прошлого века. Сюжет я нашел в дневниковых записях писателя Евгения Замятина (1884-1937), но свой замысел он не реализовал. Да и сами записные книжки Замятина были изданы совсем недавно, когда стал доступен Бахметьевский архив при Колумбийском университете (Нью-Йорк).

На сопоставлении с вышедшим в 1929 году в Ленинграде  экспедиционным дневником Павла Ушакова и родился наш спектакль. Он очень выразительный по визуальному ряду: там и титры, и архивные снимки, и куклы, которые я сам сделал из проволоки, и световые эффекты, и проекции картин Тыко Вылки.

Как поймать время? В спектакле звучит всегда волнующий голос Шуры Журавлевой. Это разные композиции, выпущенные в составе трех музыкальных групп: «Корни», «Mezzamo» и в рамках берлинского проекта «My Woshin Mashin». В этих песнях запечатлена эпоха, важный отрезок российской поп и рок музыки. Время ушло, но голос остался навсегда.

Тыко  Вылка. Новая Земля. Лагерное. Промконтора Звероторга. 1950-е годы. Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера»
Тыко Вылка. Новая Земля. Лагерное. Промконтора Звероторга. 1950-е годы. Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Отзывы о спектакле:

В.Ю. Слабинский, кандидат медицинских наук, психотерапевт, директор Института ПДП, Санкт-Петербург

Никто не уйдет прежним

«Радиоповесть» возвращает нас к понятию театра в подлинном, архаичном смысле этого слова. Используя разные технические приемы и современные приспособления, Лёша Зинатулин создает мистериальное пространство — особый пространственно-временной континуум, в котором туго сплетаются силовые линии архетипических образов. Зритель увлеченно наблюдает за священнодействиями актера, буднично манипулирующего куклами и предметами, неожиданно для себя заглядывает в экзистенциальную бездну. Актуализируются важнейшие вопросы, задающие параметры человеческого бытия: Кто Я? Зачем Я? Каждый из зрителей находит свои ответы – «человеческое в человеке». Искать ответы — это мучительный процесс — процесс внутриличностной трансформации. Однако студия «Знаки сезонников», и не обещает развлекательного шоу, каждый их спектакль гарантирует другое — обновление: никто не уйдет прежним.

Любовь Гурбо, поэтесса

Немая повесть. Оглушительная как крик

Тыко  Вылка. Новая Земля. Лагерное. Промконтора Звероторга. 1950-е годы. Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера»
Тыко Вылка. Новая Земля. Лагерное. Промконтора Звероторга. 1950-е годы. Из фондов ГМО «Художественная культура Русского Севера»

«Радиоповесть»? Немой спектакль? Любопытно. Очередной сюрприз от «Знаки сезонников». Ощущение, что сейчас будешь смотреть диафильм перед сном, прямо как в детстве!

Наконец, гаснет свет и – эксперимент начинается. Забавная и трогательная игра в куклы под удивительное музыкальное сопровождение остаётся невинной игрой совсем недолго. Скоро всё меняется.

Внутри меня кричат поморники, и шумит ледяное море, страшное и прекрасное в своём могуществе, и я вспоминаю, как беспросветна, бесконечна и тяжела ночь там – за Полярным кругом.

Демиург, с такой легкостью сотворивший с помощью пушистого пледа игрушечную Новую Землю, с хладнокровием хирурга (вы помните эти кусачки?) заставляет немых проволочных людей оживать, смеяться, страдать, умирать…

Суровая, телеграфическая и оттого болезненно чистая правда жизни ледяным комом застывает в горле.

Моя благодарность за любовную подборку гениальных в своей простоте картин «великого самоеда» Тыко Вылки.

Немая повесть. Оглушительная как крик. Безоговорочная как право на жизнь.

Спектакль «Радиоповесть» пройдет в славянском зале 24 апреля с 20-30 до 21-30.

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика