Молодёжный портал Тверской области «Смена+»

На урок надо приходить с желанием открывать мир, считает тверской учитель Михаил Ракитин

0

Мигаловской школе № 19 повезло. Там собралась профессиональная педагогическая команда, в которой работает победитель регионального этапа конкурса «Учитель года-2019» Михаил Ракитин. В начале октября из Грозного, где проходил Всероссийский этап, пришла отличная новость: наш педагог вошел в число лауреатов и попал в «золотую дюжину».

Впервые почти за три десятка лет представитель Верхневолжья взошел на самый верх педагогического олимпа. Нашему учителю аплодировали во Дворце торжеств «Сафия». Тверскому лауреату поступило лестное предложение – учить гимназистов Грозного и курировать процесс в других школах. Но такие технологи и нам нужны.

Больше, чем учитель

Для участников конкурса глава Чеченской Республики устроил торжественный прием в зале торжеств «Firdaws». Рамзан Кадыров рассказал о себе, семье, учителях. Признался, что в школе, случалось, получал за упрямство нагоняи от классной руководительницы. Когда позже глава республики приехал в родную альма-матер, где комиссия с пристрастием оценивала готовность объекта к началу учебного года, снова получил нагоняй от своего педагога: «Зачем зря придираетесь?!». Потом Рамзан Кадыров уже серьезно подчеркнул: учитель для Чечни – фигура значительная и чтимая. В Сквере учителя, который открыли в январе в центре Грозного, можно увидеть 7 стел. На них выгравированы имена народных учителей Чечни. На центральной увековечено имя первого Президента ЧР, Героя России Ахмата Кадырова, он при жизни сказал главное: «Учитель создает нацию».

Мосты традиций

Открытый урок Михаил Ракитин провел в гимназии № 14, одной из лучших в Грозном.

– Я понимал: в жюри – серьезные эксперты, но главное – это дети, их оценки, с ними надо уметь построить мосты, – делился Михаил. К конкурсу он начал готовиться еще летом. Тему «Знакомство с геометрической резьбой» привязал к традициям резьбы по дереву, ими славится Чечня. Затейливые орнаменты пришли из ткачества ковров. Увы, в Интернете про это информации мало. Связался по телефону с министром Чеченской Республики, оттуда помогли выйти на кафедру декоративно-прикладного творчества, на мастеров-умельцев, те выслали фотографии своих работ. Тема захватила с головой. Михаил сравнивал: у нас в работу идут липа, ольха, осина, тополь. В Чечне используются в основном бук, айва, орех, черешня. Из-за твердых пород процесс особенно трудоемкий.

 «Если бы я родился в Чечне, то обязательно научился бы резьбе по дереву, чтобы делать такие шедевры», – начал он урок с показа классу фотографий работ лучших мастеров. Напомнил об уникальности каждого ремесла, открыл его смысл.

При определении критериев хорошего результата чеченские школьники на первое место поставили стремление к труду.  Урок закончился, а ребята продолжали орудовать ножами-косячками. На прощанье он подарил ученикам по диску с фотографиями выдающихся резчиков, записями мастер-классов, оставил контакты.

Через два дня учитель провел дополнительное занятие по теме духовно-нравственного воспитания в девятом классе, как определил жребий. Вместо назидательного вступления предложил ребятам написать список знакомых профессий. Школьники выдали привычный набор: учитель, врач, инженер, бизнесмен. Увы, в списке совсем не было профессий из сферы народных ремесел. Потянул за ниточку, познакомил с ремеслами России: торжокским золотным шитьем, златоустовской гравюрой, жостовской росписью, богородской резьбой. Сказал, что рядом с каждым из нас богатства несметные – наследие предков. Для Чечни это кузнечное и оружейное дело, керамика, резьба по дереву, ткачество шерстяных и войлочных ковров, изготовление национальных костюмов. Подытожил: «Ребята, вы можете продолжить традиции, дать жизнь умирающим промыслам, заполнить интереснейшим делом свою жизнь и добиться вершин успеха». Тем, кто не верил в себя, предложил «погуглить» историю про торжокских золотошвей, которые поднялись на энтузиазме мастеров и стали всемирно известным брендом.

Курс молодого инженера

Михаилу Ракитину через месяц исполнится 31 год. За плечами у него образование инженера-биотехнолога и 12-летний опыт работы в школе. Родители (отец – профессиональный судоводитель, мама – врач-педиатр) сыну в выборе не препятствовали. А жизнь сама все расставила по своим местам. Когда учился на втором курсе ТвГТУ, пришел работать лаборантом кабинета химии в родную 43-ю школу. Вместе с прежним классным руководителем Денисом Исаевым реализовывали научно-исследовательские проекты и занимали призовые места на престижных конкурсах. К слову, несколько лет назад его наставник тоже завоевал титул «Учитель года».

Так к Михаилу пришло решение: он будет воспитывать технарей и продвигать декоративно-прикладное творчество, резьбу по дереву, которой увлекался с 6-го класса.

 Статистика такова: 75 процентов работодателей ищут людей с техническим образованием. В стране переизбыток юристов и экономистов, а технарей не хватает.

 – Сегодня нужна мощная популяризация науки и технического творчества, – считает Михаил. Раньше этому помогала телепередача «Галилео», которую вел Александр Пушной.

Его позиция: технология учит не молотком стучать, а получать новые знания и возможности. Разогревает интерес к предмету историей ремесел, загадками, пословицами, любит покопаться в смысле привычных выражений. Вот одно: по усам текло, да в рот не попало – есть версия, что оно пошло от традиционного тверского ковша «Конюх», удобного и красивого. В Калининском районе есть деревня Смолино, когда-то она была центром по изготовлению таких чудо-ковшей. Со всей России приезжали сюда учиться у мастеров. Есть мнение, что именно Тверь положила начало пряничной традиции и что даже туляки закупали пряничные доски у нас.

Технология обеспечивает связь эпох и разных наук: математики, физики, химии. Учитель свой рассказ пятиклассникам, как выплавлялось железо в Древней Руси, обычно заканчивает так: «Продолжение узнаете на уроках истории». Восьмиклассникам пояснит: чтобы настроить спутниковые антенны, надо знать формулы тригонометрии, угол наклона к горизонту, азимут.  Но что важнее всего, он дает цель: «Мечтайте, дерзайте, трудитесь – и все достижимо».

Каждый возраст для него интересен по-своему. У пятиклассников фонтан идей. В программе есть тема – выпиливание лобзиком. Но если те же шаблоны расписать и покрыть лаком, они превращаются в елочные игрушки. Ими ребята украсили елку во дворе школе. Семиклассники – пытливые мозги, буквально вгрызаются в материал, когда проходят резьбу по металлу. Восьмиклассники дотошно вникают в блок технического анализа, учатся организовывать современное производство.  

«Если не получится? А вдруг разочаруюсь?» – на эти вопросы следует ответ: «Если что – я помогу».

Ракитин использует методики по профориентации, специальные тесты, где 180 вопросов по 30 сферам деятельности. Его ученики пишут сочинения: «Мои увлечения», «Каким я вижу себя в будущем». Учитель каждому составляет индивидуальный образовательный маршрут. По большому счету – дорогу в профессию.

Воспитание трудом

Еще великий педагог Василий Сухомлинский вывел формулу: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Серьезные специалисты хором убеждают: работа пальцами дает мощный толчок работе мозга, развивает мелкую моторику, аналитическое мышление. Ракитин с благодарностью вспоминает своего учителя Владислава Жукова, который показал, какую красоту резьбы по дереву можно создавать руками.

Досадует, что уроки технологии в иных школах «на задворках». Порой их заменяют, где по недомыслию, но часто – из-за отсутствия оборудования, материалов и инструмента. Тоже проблема.

В их школе детей, которые не успевают, направляют в кружок резьбы по дереву. И удивительно – двоечники подтягиваются. Занятия помогают реабилитации детей с ДЦП, аутизмом.

Учитель дает заряд на развитие, но и сам должен постоянно обогащаться новыми знаниями. Те, что еще вчера удивляли, устаревают. Технология – предмет динамичный. Поэтому из разных источников добывает новую информацию, особенно в сфере электроники и строительства. На всероссийской конференции Ракитин «подсмотрел» у лучших учителей технологии интересные вещи. Дополнил ими свой курс, который в наше время получают бизнесмены, причем не бесплатно. В 19-й школе им успешно овладевают восьмиклассники. При всем этом он остается трудовиком, как кто-то пошутил – «мужчиной на классный час». Михаил не спорит, а учит, что каждый представитель сильной половины должен как минимум уметь отремонтировать квартиру и не пренебрегать искусством варки борща. Как-то к нему подошли пятиклассники, которые хотели сами сделать ремонт. Хотя по программе рановато, помог разобраться, что к чему.  Сейчас специалисты предлагают совместные занятия технологией для мальчиков и девочек. В общих планах с коллегой Ольгой Кушиной (она ведет группу девочек) – выйти на всероссийскую олимпиаду.

Ежегодно проходит стажировку в международном центре художественной резьбы по дереву «Татьянка». В планах – дополнить занятие программой «Уроки художественного ремесла», где упор на «региональный компонент» поможет сохранять наши традиции, развивать ремесла, туризм.

В конкурсном эссе Михаил Ракитин написал про профессию: «Учителя похожи на деревья, которые прирастают годовыми кольцами. Главное – расти и не засохнуть душой».

Фото: vedtver.ru

Источник: https://vedtver.ru/news/society/na-urok-nado-prikhodit-s-zhelaniem-otkryvat-mir-schitaet-tverskoy-uchitel-mikhail-rakitin/

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Яндекс.Метрика