Действуй, не дожидаясь полуночи

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» проводит свой пятый сезон. Это крупнейшее на русскоязычном пространстве состязание мастеров слова, в котором ежегодно участвует более 670 авторов из 64 регионов России и 16 зарубежных стран. И уже второй раз в нем принимает участие прозаик из Твери Мария Лебедева, чьи произведения эксперты неизменно включают в списки лучших присланных работ. Корреспондент молодежной газеты «Смена+» решил выяснить формулу успеха талантливой писательницы.

CocEJR7lOcw— Мария, расскажите, с чего началась ваша литературная деятельность?

— В шесть лет я написала свою первую сказку про личную жизнь ворон. И с тех пор все время придумывала разные истории. Однажды познакомилась с Анатолием Грибановым, редактором журнала «Лугоземье», руководителем «Клуба фантастики» в Луганске, и показала ему пару своих рассказов. Они ему понравились, и он даже решил опубликовать их в сборнике.

— Вы окончили филологический факультет ТвГУ. Поступали туда, чтобы расширить свои познания в писательском ремесле?

— Нет, это вышло случайно. Но я очень благодарна своему факультету, а особенно профессору Нине Фадеевой. В одном из семестров она вела у нас курс «Женский детектив как культурно-исторический феномен», где мы изучали произведения Дарьи Донцовой и других авторов этого жанра. Чтобы разнообразить творческий процесс, Нина Ивановна попросила нас самих написать что-нибудь в том же духе. Потом мы зачитывали друг другу получившиеся «детективы». И Нина Ивановна меня похвалила. После занятий я спросила у нее: «Как вы считаете, я могу стать писателем?» И она сказала, что у меня есть способности. Услышать такие слова от одного из крупнейших в России специалистов в области теории драмы – многое значит.

— Откуда вы черпаете вдохновение?

— Из разных источников. Например, мое последнее произведение – «Не дожидаясь полуночи» появилось так. Мне пришлось сидеть с парализованным человеком и кормить его с ложечки. После этого я задалась вопросом: «Интересно, а что чувствует сиделка, которая ухаживает за незнакомыми людьми?» Постепенно из этих мыслей и возник сюжет.

— Когда вы впервые отправили свое произведение на конкурс?

— В 2012 году. Это было спонтанное решение. К тому времени я закончила повесть «С точки зрения кошки», посвященную моей подруге, с которой мы познакомились в детстве. Это тоже получилось спонтанно – вообще, мне кажется, одна из главных проблем людей в том, что они слишком много думают. И из-за этого просто не могут решиться на какие-то действия. Я считаю так — если это не повлечет за собой катастрофических последствий, почему бы и не попробовать?

— В этом году вы участвуете в конкурсе с уже упомянутым произведением «Не дожидаясь полуночи». В чем его суть? 

— Оно как раз об этом: лучше что-то сделать, чем тратить время на сомнения. Такое название я выбрала, потому что на протяжении очень многих лет разные поколения людей говорят себе: с понедельника начну — сяду на диету, займусь спортом и так далее. Но время-то уходит, и нужно действовать сейчас, не откладывая на завтра то, что можно сделать сегодня.

— Прошлое ваше произведение — о девочке-подростке. Нынешнее тоже. Чем вам интересен этот возраст? 

— В переходном возрасте человек уже сформировался как личность, но еще боится как-то себя проявлять. Когда я проходила практику в школе, попросила дать мне 9 класс. С ними было сложно, но очень интересно!

— У ваших героев есть прототипы в реальной жизни?

— Иногда да, иногда нет. В основном я всех придумываю. Но все равно персонажи получаются похожими на реальных людей. Когда мою повесть комментировали на конкурсе, многие писали, что узнавали в героях своих родственников.

— Мария, над чем вы сейчас работаете? 

— Сейчас я готовлюсь к экзаменам в аспирантуру, и на творчество времени не остается. Это очень тяжело – писать для меня жизненно необходимо.

— С кем бы из ныне живущих писателей вы хотели бы пообщаться?

— Наверное, с Мариам Петросян, автором «Дома, в котором…». Она –  художник, но написала книгу, которой зачитываются все: и дети, и взрослые. На мой взгляд, это самое гениальное произведение XXI века. И, конечно же, с Татьяной Толстой. Ее «Кысь» я уже несколько раз перечитывала. Еще, пожалуй, с Евгением Гришковцом.

— Что для вас значит быть писателем?

— По отношению к своему творчеству я все-таки предпочитаю слово «автор». Дело в том, что для меня понятие «писатель» — это как Бог для священника. Священник же не может назвать себя Богом — так и я не могу назвать себя писателем. Но во всех религиях люди стремятся к Богу, к чему-то высшему. Вот и я стараюсь работать так, чтобы максимально приблизиться к уровню настоящего мастера слова.

P.S. В 2012 году эксперты отобрали повесть Марии в «короткий список» конкурса, состоящий из 15 лучших произведений. В этот раз ее произведение «Не дожидаясь полуночи» прошло в «длинный список» из 26 работ. Надеемся, что повесть тверского автора вновь окажется достойной «короткого списка», который объявят не позднее 5 сентября.

Познакомиться с повестью Марии «С точки зрения кошки» можно по ссылке.

Виталий Козлов

Фото Светланы Петровой

 

 

Добавить комментарий

image1
Яндекс.Метрика